Новый подход к разработке планов по охране любых объектов
Крупные компании и организации Калининграда, имеющие в своем составе достаточное количество филиалов и структур, в организации охранной деятельности используют принцип плановости. Он не ограничивается заключением договоров с частными или вневедомственными подразделениями на охрану, а предполагает комплексный подход к обеспечению безопасности. Это выражается в заблаговременном планировании порядка действий всех звеньев охранных и управленческих структур в вопросах противодействия угрозам предприятию.
Реализуется такой подход созданием плана охраны, который разрабатывается штатными сотрудниками структурных подразделений предприятия, согласовывается с охранными ведомствами и утверждается его руководителем. Опыт подсказывает, что наиболее наглядной и практичной его формой является вариант исполнения на карте. На ней сосредотачивается весь информационный материал, необходимый для организации охраны и принятия решения на отражение попыток совершения противоправных действий против имущества и сотрудников компании.
I. Основа плана охраны
Для плана, как правило, карта выбирается масштабом 1:200000. Количество листов определяется исходя из того, чтобы все филиалы и объекты предприятия визуально на ней просматривались, но не более 16-ти. В случае если отдельные филиалы расположены вне этих пределов, делаются вставки их территории на наиболее свободном поле основной карты. После компоновки и склеивания на ней выделяются цветными карандашами дорожная сеть (коричневый), реки и озера (синий), важные объекты государственного и специального назначения. Эта склейка является основой плана охраны.
По центру верхнего обреза, с отступом 2-3 см на карту наносится заголовок. Справа на этом же уровне оформляется место для утверждения. Под заголовком определяются основные цели и задачи, которые необходимо решить в области охраны. Они содержат требования указаний и приказов вышестоящих ведомственных органов управления применительно к конкретной организации. Внизу карта подписывается начальником структурного подразделения (отдела, службы, управления), ответственного за охрану или заместителем директора по безопасности.
II. Содержание и основные элементы плана
Для эффективного управления на карту в виде условных обозначений наносятся:
- места дислокации постов охраны, с указанием типа, численности и обеспечением техническими средствами и вооружением;
- место размещения основной группировки охранного ведомства с круглосуточным дежурством на пункте постоянной дислокации, с которой установлено взаимодействие по ликвидации угроз безопасности;
- места эвакуации и укрытия сотрудников, маршруты к ним.
В табличной форме на свободные места карты помещаются справочные данные:
- состав необходимых для охраны сил и средств, их краткая характеристика (количество охранников в одной смене, их вооружение и спецсредства), количество и типы постов (12-ти или 24-х часовые);
- перечень мобильных и резервных групп с расчетом времени прибытия к месту происшествия, их численный состав, вооружение и обеспеченность транспортом;
- перечень и номера телефонов взаимодействующих организаций, аварийных служб и формирований МЧС, государственных органов;
- перечень особоважных, режимных и категорированных объектов предприятия, дополнительных сил и средств, придаваемых в угрожаемый период;
- алгоритм действий по руководству охранными мероприятиями в повседневном и усиленном режиме работы по ликвидации противоправных действий.
Таблицы на карту с заголовками и надписями столбцов наносятся черной тушью или фломастером. Содержание заполняется простым карандашом. Корректировка плана и внесенных справочных данных производится ежегодно или при необходимости.
III. Документальные приложения к плану
К плану прилагается пояснительная записка, где в подробном виде излагаются организационные вопросы охраны в мирное и военное время. Приводится перечень мероприятий, порядок действий подразделений охраны и должностных лиц предприятия по защите материальных средств. Она содержит полное описание порядка организации и ведения охранных мероприятий.
1. Общие положения:
- основные цели и задачи охраны, пути повышения ее эффективности;
- применяемые способы охраны (техническими средствами, патрулированием мобильными группами или выставлением стационарных постов);
- общий порядок охраны, учитывающий требования регламентирующих документов государственных структур и указаний по линии ведомственной принадлежности;
- порядок ведения учетно-отчетной документации, сроки корректировки планов и порядок их согласования.
2. Охрана объектов в повседневной деятельности:
- качественная и количественная характеристика постов охраны по объектам предприятия (внутренних, наружных, подвижных, стационарных, постоянных и временных);
- порядок выставления и смены постов в зависимости от вида и условий несения службы;
- протяженность маршрута и продолжительность патрулирования;
- использование и немедленное применение специальных средств, огнестрельного оружия сотрудниками;
- задействование сертифицированных средств для связи, управления и оповещения;
- графики контрольных проверок несения службы, сроки и периодичность проведения учебных тренировок с привлечением сотрудников учреждения;
- степень и порядок взаимодействия с оперативным дежурным, подразделениями усиления, органами МВД, МЧС и ФСБ по району или субъекту РФ.
3. Допустимые действий сотрудников охраны при угрозе безопасности в случаях:
- несанкционированного проникновения на территорию учреждения или пресечении попытки вывоза (выноса) продукции и имущества;
- обнаружения взрывных закладок или при получении анонимного сообщения о минировании сооружений;
- угрозе или факте вооруженного захвата заложников и террористического акта на предприятии;
- чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- получения сигнала на переход с мирного на военное положение.
4. Организация эвакуационных мероприятий:
- наименование и характеристика пунктов эвакуации;
- организация охранения на маршрутах движения колонн и в пунктах размещения эвакуируемых;
- порядок охраны материальных ценностей и имущества предприятия в пунктах постоянной дислокации.
К плану дополнительно может прилагаться справочный материал по оценке обстановки, помогающий принимать рациональные решения на противодействие угрозам безопасности.
Такая структура и содержание плана является наиболее наглядной и удобной для использования, особенно в условиях быстро меняющейся обстановки, когда вчитываться в текст времени нет. Он опробован на практике и на деле доказал свою реальность.
Данный материал носит рекомендательный характер и может быть использован в организациях любой ведомственной принадлежности, где не установлены специальные требования к планам подобного вида.